Разыскивают Королёвых. Инженеров для космоса готовят с юных лет

Статья из газеты: Еженедельник «Аргументы и Факты» № 6 08/02/2017

На прошлой неделе в Московском университете открылась традиционная Зимняя юношеская космическая школа.

Будем делать что-то великое

Чтобы стать космическим инженером, надо быть большим романтиком. «Мы со временем точно будем делать что-то великое», — не сомневаются участники проекта, состоявшегося при поддержке «Роскосмоса». Энергии много, знаний и умений тоже, настрой боевой — 70 команд из регионов России защищали свои работы с большим энтузиазмом.

«Сломать вектор, который повёрнут в сторону юриспруденции и экономики, мы не можем, — говорит Владимир Радченко, руководитель школы, завлабораторией Инсти­тута ядерной физики МГУ, — но подправить хотим. Ищем ребят, которые желают связать жизнь с космосом. И у нас большое под­спорье — нашим проектом заинтересовались серьёзные космические фирмы, стараются готовить себе смену».

 

По условиям проекта команды школьников и студентов младших курсов в течение года должны разработать, сконструировать и испытать действующие модели ракет и космических аппаратов.

Защищают работы в столице на отборочной сессии зимой, в мае — интернет-этап, а запускают «спутники», «ракеты» и беспилотники во время летних финальных соревнований в Подмосковье — здесь самый адреналин.

В нынешнем, шестом, сезоне участников больше, чем когда-либо. К тому же к проекту присоединились команды, появившиеся в недрах ведущих аэрокосмических предприятий. Была создана полноценная «студенческая лига», участники которой запустят свои аппараты в стратосферу. Ну, а для самых юных участников (6-8-е классы) есть лига «Юниор».

Программа гипернасыщенная, трудно выбрать «самую-самую» лекцию или мастер-класс. Но рассказ ведущего конструктора космической техники РКК «Энергия» Игоря Верховского о том, как проектируются космические аппараты, все ребята внимательно слушали от первой до последней минуты.

От «спутника» до спутника

«Отбора никакого нет, — поясняет Владимир Радченко. — В сентябре просто объявляем сезон. На этот раз поступило 120 заявок, из них к февралю осталось 90: кто-то почувствовал, что сложно, кто-то понял, что не туда попал».

Ребята должны иметь хорошие базовые знания по математике, информационным технологиям и естественным наукам. Для изучения большого объёма технической документации требуется владение английским.

Проект получается многолетним: тем, кто удачно прошёл первую ступеньку, дают новое, более сложное задание, потом ещё сложнее.

Начинают со «спутника» в 350 г, который нужно собрать из специального конструктора. Аппарат запросто помещается в пол-литровую банку, но при этом всё здесь по-настоящему: бортовой компьютер, научная нагрузка, радиопередатчик. «Начинку» надо спаять, запрограммировать, заставить работать, сшить парашют…

Но лиха беда начало: большинство молодых людей остаются в проекте, а потом, по выражению руководителя школы, «идут куда надо» — в Бауманку, МАИ, КНИТУ им. Туполева (Казань), Самарский университет им. Королёва, красноярский СибГАУ, питерский ­ГУАП и, конечно же, на физфак МГУ. Самый старший из них сейчас третьекурсник.

В 1931-м на свет появилась Группа изучения реак­тивного движения (ГИРД), в которую входили Сергей Королёв, Фридрих Цандер, Михаил Тихонравов. Ракето­строение было средством осуществить мечту — освоить космос. ГИРД-2 — одна из ступеней «Воздушно-инженерной школы МГУ». Высокая цель, великая тяга к космическим далям.